Толстова Татьяна Сергеевна, учитель-логопед, структурное подразделение «Аленушка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье».

Задачи:

- расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы. («Познание»)

- уточнять и расширять словарный запас по данной теме. («Коммуникация»)

- совершенствовать грамматический строй речи (упр. в согласовании существительных с числительными; упр. в подборе антонимов) («Коммуникация»)

- развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы, диалога) («Коммуникация»)

- развивать фонематические процессы, навыки звукового анализа и синтеза. («Коммуникация»)

- познакомить с произведениями живописи и изображением родной природы в картинках художников («Художественное творчество»)

- воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства. («Социализация»)

- проводить упражнения для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей («Здоровье»)

Материалы: картины, с изображением всех времен года, цветочный венок, снежинки из бумаги, обруч с ленточками, кораблики бумажные, мяч, ноутбук, проектор, экран.

 

Ход непосредственной образовательной деятельности.

 

Звучит музыка, дети входят в зал.

Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел, 
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит,
Тише всех пришла весна.

Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

(Логопед передаёт венок из цветов, определяя очерёдность ответов.)

Перед вами картины, с изображением времён года (на доске 4 картинки времён года: весна, лето,  осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете?

На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

(Проводится массаж лица).

Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо – (поглаживание)

Дождик ещё холодный. – (постукивание подушечками пальцев)

По утрам ещё иногда пощипывает морозец. – (пощипывание)

А всё-таки солнышко светит сильнее. – (снова поглаживание).

Весна хочет пройтись по полям, лугам, обойти все свои владения, что бы посмотреть все ли готово к ее приходу. Давайте отправимся вместе с ней.

Посмотрите, нам нужно идти по этой тропинке, но она покрыта снегом. Видно зима не хочет уступать весне дорогу. А давайте поможем весне, и сдуем все снежинки с тропинки.

Дыхательное упражнение: «Снежинки»

Вот мы и освободили тропинку. А теперь ребята, давайте вспомним весенние приметы. И поможет нам в этом солнышко.

Дети играют в игру «Солнышко»

Весна! Красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей

Посмотрите, мы с весной пришли к реке. А что это плывет по реке? Разбирайте кому, какой нравится кораблик. Посмотрите, это необычные кораблики, на них нарисованы признаки весны. Какие у вас попались признаки?

Нам нужно перебраться на другой берег реки по камешкам. А когда мы будем прыгать по камешкам, мы будем считать то, что у вас нарисовано.

(Сосулька, облако, ландыш, солнце, ручей, ласточка.)

Мы дошли до избушки, а возле нее сидят бабушка с дедушкой. Они тоже рады весне, сидят, греются на солнышке и ждут своих внучат в гости. Давайте, мы тоже к ним присядем.

(Дети садятся на стулья)

Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости.

С ними - худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбались,

Поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись - в улыбочку губы.

Чистим мы верхние, нижние зубы.

Блюдца поставим – положат блины нам.

Блинчик жуем с вареньем малиновым.

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем «спасибо» и губы оближем

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покататься успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки,

И на опушке мы видим грибочки

Бабушка с дедушкой не хотят нас просто так отпускать и предлагают поиграть в игру: «Придумай рифму».

Слова: весна, трава, речка, скворец, ежик.

Сложно придумать рифму к слову ежик, но ничего страшного. А посмотрите, ежики пришли к нам на помощь, и тоже хотят с нами поиграть.

(Массаж для пальцев)

«Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. (Показать шарик в открытой ладони.)

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался. (Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком)

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая. (Катать шарик по ладони вперед- назад.)

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик. (Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.)

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!

(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.)

А там поляна — большая, круглая, красивая!

(Круговые движения шариком по ладони.)

Ребята, вы хотите там побывать?

Давайте отправимся на весеннюю полянку.

(Дети берутся за руки)

Глазки закрывайте,

Немного помечтайте.

С ветерком я подружусь,

На полянке окажусь.

Ребята, а во что  можно поиграть на полянке? Давайте мы поиграем в мяч.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Зимой снег белый, а весной… (серый).
Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)
Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).
Зимой небо серое, а весной … (голубое).
Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).
Зимой солнце низкое, а весной… (высокое). 
Зимой похолодало, а весной… (потеплело).

Весне очень понравилось путешествовать с нами. Но она не хочет с нами прощаться, она приготовила для нас загадки. А чтобы веселее их было отгадывать, мы будем разгадывать кроссворд.

На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец -

Он и лётчик, и певец.

 

Растет она вниз головою, 
Не летом растет, а зимою. 
Но солнце ее припечет - 
Заплачет и упадет

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь, 
Улыбаешься в оконце, 
И зовут тебя все ...

На ветках –

Плотные комочки.
В них дремлют
Клейкие листочки.

По городу дождик весенний гулял,

Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует - оно задрожит.

Нам пора назад, в детский сад.

Глазки закрывайте,

Немного помечтайте.

С ветерком я подружусь,

В нашем зале окажусь.

Скажите, а что вы больше всего любите в весне?