Толстова Татьяна Сергеевна, учитель-логопед, структурное подразделение «Аленушка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье».
Задачи:
- расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы. («Познание»)
- уточнять и расширять словарный запас по данной теме. («Коммуникация»)
- совершенствовать грамматический строй речи (упр. в согласовании существительных с числительными; упр. в подборе антонимов) («Коммуникация»)
- развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы, диалога) («Коммуникация»)
- развивать фонематические процессы, навыки звукового анализа и синтеза. («Коммуникация»)
- познакомить с произведениями живописи и изображением родной природы в картинках художников («Художественное творчество»)
- воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства. («Социализация»)
- проводить упражнения для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей («Здоровье»)
Материалы: картины, с изображением всех времен года, цветочный венок, снежинки из бумаги, обруч с ленточками, кораблики бумажные, мяч, ноутбук, проектор, экран.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Звучит музыка, дети входят в зал.
Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит,
Тише всех пришла весна.
Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.
(Логопед передаёт венок из цветов, определяя очерёдность ответов.)
Перед вами картины, с изображением времён года (на доске 4 картинки времён года: весна, лето, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете?
На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.
(Проводится массаж лица).
Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо – (поглаживание)
Дождик ещё холодный. – (постукивание подушечками пальцев)
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. – (пощипывание)
А всё-таки солнышко светит сильнее. – (снова поглаживание).
Весна хочет пройтись по полям, лугам, обойти все свои владения, что бы посмотреть все ли готово к ее приходу. Давайте отправимся вместе с ней.
Посмотрите, нам нужно идти по этой тропинке, но она покрыта снегом. Видно зима не хочет уступать весне дорогу. А давайте поможем весне, и сдуем все снежинки с тропинки.
Дыхательное упражнение: «Снежинки»
Вот мы и освободили тропинку. А теперь ребята, давайте вспомним весенние приметы. И поможет нам в этом солнышко.
Дети играют в игру «Солнышко»
Весна! Красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей
Посмотрите, мы с весной пришли к реке. А что это плывет по реке? Разбирайте кому, какой нравится кораблик. Посмотрите, это необычные кораблики, на них нарисованы признаки весны. Какие у вас попались признаки?
Нам нужно перебраться на другой берег реки по камешкам. А когда мы будем прыгать по камешкам, мы будем считать то, что у вас нарисовано.
(Сосулька, облако, ландыш, солнце, ручей, ласточка.)
Мы дошли до избушки, а возле нее сидят бабушка с дедушкой. Они тоже рады весне, сидят, греются на солнышке и ждут своих внучат в гости. Давайте, мы тоже к ним присядем.
(Дети садятся на стулья)
Толстые внуки приехали в гости.
С ними - худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбались,
Поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись - в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим – положат блины нам.
Блинчик жуем с вареньем малиновым.
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем «спасибо» и губы оближем
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покататься успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки,
И на опушке мы видим грибочки
Бабушка с дедушкой не хотят нас просто так отпускать и предлагают поиграть в игру: «Придумай рифму».
Слова: весна, трава, речка, скворец, ежик.
Сложно придумать рифму к слову ежик, но ничего страшного. А посмотрите, ежики пришли к нам на помощь, и тоже хотят с нами поиграть.
(Массаж для пальцев)
«Сказка про Ёжика»
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. (Показать шарик в открытой ладони.)
Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался. (Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком)
Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая. (Катать шарик по ладони вперед- назад.)
Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик. (Круговые движения шариком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.)
Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!
(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.)
А там поляна — большая, круглая, красивая!
(Круговые движения шариком по ладони.)
Ребята, вы хотите там побывать?
Давайте отправимся на весеннюю полянку.
(Дети берутся за руки)
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
С ветерком я подружусь,
На полянке окажусь.
Ребята, а во что можно поиграть на полянке? Давайте мы поиграем в мяч.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Зимой снег белый, а весной… (серый).
Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)
Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).
Зимой небо серое, а весной … (голубое).
Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).
Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).
Зимой похолодало, а весной… (потеплело).
Весне очень понравилось путешествовать с нами. Но она не хочет с нами прощаться, она приготовила для нас загадки. А чтобы веселее их было отгадывать, мы будем разгадывать кроссворд.
На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец -
Он и лётчик, и певец.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет и упадет
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ...
На ветках –
Плотные комочки.
В них дремлют
Клейкие листочки.
По городу дождик весенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.
Нам пора назад, в детский сад.
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
С ветерком я подружусь,
В нашем зале окажусь.
Скажите, а что вы больше всего любите в весне?