Резолюция
регионального Форума работников системы дошкольного образования
Самарской области
(проект)

г. Самара                                                                            27-28 октября 2009 года


В работе Форума  приняли участие представители министерств образования и науки, здравоохранения и социального развития Самарской области, депутаты Самарской губернской Думы, представители профсоюза работников народного образования и науки, Управления Роспотребнадзора по Самарской области, ученые, методисты вузов (СФМГПУ, ТГУ, СамГУ, ПГПА, СамГМУ), социально-педагогического колледжа г.Самары,  учреждений повышения квалификации (СИПКРО, ЦРО г. Самары, ЦПО, ЦСО, РСПЦ), специалисты муниципальных органов управления образованием; педагогические, медицинские работники и руководители  и педагоги дошкольных образовательных учреждений, представители учреждений культуры и СМИ (около 300 человек). С докладами на пленарных и секционных заседаниях форума выступили около 150 участников.
Участники форума обозначили приоритетные направления совершенствования системы дошкольного образования Самарской области и выработали ряд предложений и рекомендаций.
1. Одним из базовых принципов развития системы российского образования является обеспечение доступного качественного образования для всех граждан России. В целях его реализации участники форума предлагают:
1.2 Направить обращение в адрес Президента России и членов Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике с просьбой инициировать разработку и внедрение национальной целевой программы «Дошкольное образование» в рамках приоритетного национального проекта «Образование», предусматривающей выделение субвенций для строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений в регионах России.
1.1 Органам законодательной и исполнительной власти Самарской области, а так же муниципальным органам самоуправления разработать комплекс мер по стимулирования негосударственного сектора дошкольных образовательных услуг.
1.2. От лица участников форума подготовить обращение к губернатору и правительству Самарской области с требованием возобновить действие областной целевой программы «Развитие сети ДОУ», предполагающей  возврат зданий детских садов, использующихся не по назначению, в систему дошкольного образования в 2100 году.
1.3. Разработать региональные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и функционирование  альтернативных форм дошкольного образования.
1.4. Учреждениям повышения квалификации, методическим службам обеспечить распространение передового опыта дошкольных образовательных учреждений Самарской области по расширению комплекса дошкольных образовательных услуг, а так же по обеспечению доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей в первых двух лет жизни. Осуществлять подготовку педагогов к организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания.
1.5. Используя ресурсы муниципальных и региональных органов управления образованием, научно-методических структур, курирующих дошкольное образование, обеспечить консультативную поддержку лицам, желающим отрыть негосударственные дошкольные образовательные учреждения, детские клубы, игротеки или иные альтернативные формы.
1.6 Дошкольным образовательным учреждениям проводить выявление и  удовлетворение потребности семей, имеющих детей дошкольного возраста, в организации вариативных форм подготовки к школе.


2. В целях совершенствования системы методического сопровождения дошкольного образования,  а так же развитие кадрового потенциала системы дошкольного образования предлагаем:
2.1. Создать организационные условия для комплексной научно-методической поддержки дошкольного образования в Самарской области, в обеспечит механизмы взаимодействия региональных, муниципальных и внутриучрежденческих служб дошкольного образования Самарской области. Создать методические объединения узких специалистов дошкольных образовательных учреждений (логопеды, психологи, дефектологи, воспитатели интегрированных групп).
2.2. Обеспечить широкую поддержку местных и региональных органов управления образования областным конкурсам дошкольных учреждений, реализующих инновационные программы «Детский сад года» и конкурсу «Воспитатель года». Привлечение внимание педагогического сообщества к достижениям педагогического мастерства и поднять социальный престиж современного воспитателя.
2.3 Муниципальным и региональным органам управления образования организовать дополнительные поощрительные конкурсы/премии/награды сотрудникам дошкольных образовательных учреждений, качество работы которых отвечает требованиям, предъявляемым современным обществом.

2.3. Расширить содержание курсовой подготовки педагогов дошкольного образования путем разработки программ повышения квалификации для младших воспитателей.
2.4. Пересмотреть процедуру аттестации педагогических кадров с целью корректировки формы и условий присвоения квалификационных категорий для специалистов, имеющих стаж до 2 лет, а так же для воспитателей пенсионного возраста.
2.5. С привлечением научно-методического потенциала вузов и учреждений повышения квалификации Самарской области разработать комплекс мер по поддержке инновационных процессов в дошкольном образовании, в том числе и введение статуса «детский сад - областная экспериментальная площадка».
2.6 Разработка региональных нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию и функционирование  различных форм предшкольного образования.
2.7 Осуществлять внедрение тьютерской модели повышения квалификации работников дошкольного образования Самарской области, используя позитивный опыт образовательных учреждений Самарской области.
2.8 Осуществлять повышение квалификации работников дошкольного образования в вопросах применения компьютерных информационных технологий в осуществлении образовательного процесса в ДОУ.
2.9 Разработать комплекс мер по мониторингу состояния физического и психологического здоровья воспитателя, обеспечить возможность медицинской и психологической профилактики.
2.10 Методическим службам дошкольных образовательных учреждений способствовать реализации инновационных комплексных и парциальных программ.
2.11 Осуществлять научно-методические экспертизу инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений Самарской области.

3. В целях сохранения и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, предлагаем
3.1. Осуществить поиск новых механизмов взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и иных организаций образовательных организаций с медицинскими учреждениями.
3.2. Разработать рекомендации обеспечению образовательного процесса в интегрированной группе (требования к условиям пребывания в группе детей с различными видами физических и психических заболеваний, требования к реализуемым образовательным программам и к результатам образования).
3.3. Дальнейшее внедрением здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ,
3.4. Обеспечить открытость информации о результатах мониторинга  условий содержания детей в детском саду, состояния их здоровья.
3.5. Усилить медико-психологический блок в системе повышения квалификации работников дошкольного образования.
3.6. С целью повышения качества интеграции детей с ОВЗ в дошкольные образовательные учреждения Самарской области создать сайт психолого-педагогической поддержки дошкольников с особыми образовательными потребностями и  их родителей.


4. В целях консолидация  усилий  органов управления образованием муниципального и регионального уровня, педагогической и родительской общественности, научного сообщества и предпринимательства в поддержке и развитии системы дошкольного образования участники форума рекомендуют:

4.1 Разработать методические рекомендации по осуществлению делегирования полномочий органам общественного участия в управлении дошкольным образовательным учреждением.
4.2 Министерству образования и науки Самарской области регламент деятельности органов общественного участия в управлении дошкольными образовательными учреждениями, а также в дальнейшем на постоянной основе организовать консультационную помощь лицам, заинтересованным в деятельности данных органов.
4.3 Используя современные информационные технологии обеспечить открытость  информации о состоянии системы дошкольного образования Самарской области, создать условия для интерактивных форм установления социального партнерства, создания сетевой модели взаимодействия.